Мероприятия по устранению последствий Чернобыля


Крупномасштабные и сложныёе проблемы, возникшие в связи с катастрофой на ЧАЭС, привели к необходимости ликвидации ее последствий, проведения комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на снижение перехода радионуклидов в цепочке: почва => с/х продукция => продукты питания => человек.




Схема воздействия аварии на ЧАЭС на окружающую среду


Следует отметить, что защитные и реабилитационные мероприятия, оказание помощи пострадавшим началось почти сразу после аварии.
Так, например, большая работа с целью уменьшения доз внешнего облучения была проведена по дезактивации населенных пунктов. В западных районах Брянской области было продезактивировано 472 населенных пункта. Причем в 50 населенных пунктах дезактивация проводилась дважды, в 6 – трижды.
Был принят ряд мер запретительного, ограничительного и рекомендательного характера. На загрязненных территориях были запрещены лов рыбы, сбор грибов и ягод, охота, ограничено использование молока, рекомендованы к выращиванию определенные сельскохозяйственные культуры, правила ведения приусадебных участков, способы переработки продукции, грибов и ягод, правила содержания домашних животных, порядок откорма скота, внесение соответствующих удобрений. За всей сельскохозяйственной продукцией был установлен радиометрический контроль. В загрязненные районы завозились “чистые” продукты питания.
Было произведено отселение населения, проживающего на территориях с плотностью загрязнения пo 137Cs 40 Ки/км2 и более, а частично также из “зоны отселения” (плотность загрязнения более 15 Ки/км2). В целом в Брянской области было отселено более 50 тыс. человек. За период с 1991 года по настоящее время из Новозыбковского района (Святск, Старый Вышков, Добродеевка и др.) переселено и выехало добровольно более 3 тысяч человек, из них за пределы области 1,3 тысячи человек. Максимальный выезд граждан был отмечен в 1991 году, когда отселились 1108 человек. Затем начался спад, и в 2003 году уже было отселено 110 человек, в том числе за пределы области – 35 человек. Это связано, прежде всего, с уменьшением строительства жилья и отсутствием рабочих мест в «чистых» районах области.
Кроме финансовых источников необходима была и соответствующая материально-техническая база строителей. Финансовые потоки для реабилитации города по указанию Президента пошли из центра в достаточном количестве. Это были 1991-92 гг. Сложности возникли со строительными организациями, так как все областные организации от производства работ в нашей зоне, как по газификации, так и по строительству жилья и объектов социально-культурной сферы, отказались.
Руководство города решило данный вопрос посредством привлечения к работе строительных организаций республики Беларусь. Вопрос решали через Правительство республики. Привлечение белорусских строительных организаций позволило выполнить большие объемы реабилитационных работ и тем самым значительно уменьшить получение внешней дозы облучения населением.
Все это позволило большими темпами вести работы по газификации, когда в то время в области такие работы не велись, а начались значительно позже. И на сегодняшний день, в результате проведенной работы, газификация квартир в городе составляет 98%, на газе работают все котельные города.
Другим реабилитационным мероприятием был вопрос асфальтирования территорий детских и медицинских учреждений, дорог и тротуаров, внутриквартальных территорий и дорог. Выполнение данного объема работ составило 75%. Большой объем был выполнен, но не до конца, причиной послужило прекращение финансирования из центра.
Следующим серьезным вопросом было защитить источники водоснабжения от радиационного загрязнения и обеспечить население доброкачественной питьевой водой. Для выполнения этого мероприятия осваивались значительные финансовые средства собственными строительными организациями. До этого большая часть населения использовала питьевую воду (верховодку) из местных колодцев. В настоящее время все улицы города обеспечены сетью, по которой жителям поступает первоклассная питьевая вода. С этой целью пробурены глубокие артскважины, построены мощные очистные сооружения, техническое состояние которых все время улучшается, продолжается закольцовка тупиков. Колодцы отошли и остались только в истории города.
Уменьшением дозы внешнего и внутреннего облучения послужила капитальная очистка городских озер, а только внешнего - строительство скверов и памятных мест в местах стихийных свалок, что позволило значительно уменьшить уровни фонирования на данных территориях. С целью уменьшения внешнего облучения за счет лесных массивов, где уровни значительно выше, чем в городе, было с самого начала прекращено функционирование загородных пионерских лагерей, зон отдыха промышленных предприятий. Было налажено радиологическое исследование местной продукции, по результатам которой довались соответствующие рекомендации. Для населения города и района проводилась большая санитарно-просветительная работа.
В ходе проведенных мероприятий, а также естественного распада радионуклидов удалось снизить радиационную обстановку в городе и районе. Земель свыше 15 Ки/кв. км стало - 28 % (первоначально было 85%), а средневзвешенная плотность загрязнения с/х угодий снизилась с 20,9 Ки/кв. км до 13,2 Ки/кв. км
Большую неоценимую помощь оказали пострадавшим районам европейские страны и страны бывшего союза (чистые продукты питания, лекарственные препараты и т.д.). Произошедшая трагедия никого не оставила равнодушным.

По линии оздоровления, большое внимание уделялось вопросу диспансеризации населения, санаторнокурортному оздоровлению, особенно школьников, процент которого составлял 75-80%.
Были приняты решения о возмещении материального ущерба пострадавшему населению, трудоустройстве и обеспечении жильем эвакуированных граждан, улучшении медицинского обеспечения населения, проживающего на загрязненных территориях.
Учитывая комплексный характер проблем, возникших на загрязненных территориях, было решено перейти на программно-целевой метод преодоления последствий катастрофы. 13 апреля 1990 года Верховный Совет СССР утвердил Государственную союзно-республиканскую программу неотложных мер на 1990 — 1992 годы, началась ее реализация.
В 1992 году после распада СССР, на основе Закона РСФСР “О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы”, принятого Верховным Советом РСФСР в 1991 году, была разработана и утверждена первая российская “Единая государственная программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года”.
Учитывая повышенную чувствительность к радиации детей и беременных женщин, мероприятия, направленные на их защиту и реабилитацию, были выделены в отдельную программу. Она получила название “Дети Чернобыля”.
В 1995 году была разработана также самостоятельная программа обеспечения благоустроенным жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (чаще встречается название “Жилье — ликвидаторам”). Эта программа стала одним из основных механизмов реализации Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” в части обеспечения ликвидаторов благоустроенным жильем.
Из федерального бюджета профинансированы работы общим объемом 41,7 млрд. рублей. В период с 1995 года по 2000 год по программе "Жилье — ликвидаторам" предоставлены квартиры семи семьям инвалидов-ликвидаторов чернобыльской катастрофы, состоящих на жилищном учете, из них пяти семьям за счет средств федерального бюджета и двум — за счет областного бюджета. В районе улучшены жилищные условия трем семьям инвалидам-ликвидаторам.
В целом на реализацию перечисленных программ предусматривалось обеспечить финансирование (включая капитальное строительство) в объеме 247,7 млрд. рублей (в ценах 2000 года). Однако финансирование осуществлялось не в полном объеме.

г. Новозыбков 2006 г
Hosted by uCoz