Крупномасштабные и сложныёе проблемы, возникшие в связи с катастрофой
на ЧАЭС, привели к необходимости ликвидации ее последствий, проведения
комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на снижение перехода
радионуклидов в цепочке: почва => с/х продукция => продукты питания
=> человек.
Схема воздействия аварии на ЧАЭС на окружающую среду
Следует отметить, что защитные и реабилитационные мероприятия, оказание
помощи пострадавшим началось почти сразу после аварии.
Так, например, большая работа с целью уменьшения доз внешнего облучения
была проведена по дезактивации населенных пунктов. В западных районах
Брянской области было продезактивировано 472 населенных пункта. Причем
в 50 населенных пунктах дезактивация проводилась дважды, в 6 – трижды.
Был принят ряд мер запретительного, ограничительного и рекомендательного
характера. На загрязненных территориях были запрещены лов рыбы, сбор
грибов и ягод, охота, ограничено использование молока, рекомендованы
к выращиванию определенные сельскохозяйственные культуры, правила ведения
приусадебных участков, способы переработки продукции, грибов и ягод,
правила содержания домашних животных, порядок откорма скота, внесение
соответствующих удобрений. За всей сельскохозяйственной продукцией был
установлен радиометрический контроль. В загрязненные районы завозились
“чистые” продукты питания.
Было произведено отселение населения, проживающего на территориях с
плотностью загрязнения пo 137Cs 40 Ки/км2 и более, а частично также
из “зоны отселения” (плотность загрязнения более 15 Ки/км2). В целом
в Брянской области было отселено более 50 тыс. человек. За период с
1991 года по настоящее время из Новозыбковского района (Святск, Старый
Вышков, Добродеевка и др.) переселено и выехало добровольно более 3
тысяч человек, из них за пределы области 1,3 тысячи человек. Максимальный
выезд граждан был отмечен в 1991 году, когда отселились 1108 человек.
Затем начался спад, и в 2003 году уже было отселено 110 человек, в том
числе за пределы области – 35 человек. Это связано, прежде всего, с
уменьшением строительства жилья и отсутствием рабочих мест в «чистых»
районах области.
Кроме финансовых источников необходима была и соответствующая материально-техническая
база строителей. Финансовые потоки для реабилитации города по указанию
Президента пошли из центра в достаточном количестве. Это были 1991-92
гг. Сложности возникли со строительными организациями, так как все областные
организации от производства работ в нашей зоне, как по газификации,
так и по строительству жилья и объектов социально-культурной сферы,
отказались.
Руководство города решило данный вопрос посредством привлечения к работе
строительных организаций республики Беларусь. Вопрос решали через Правительство
республики. Привлечение белорусских строительных организаций позволило
выполнить большие объемы реабилитационных работ и тем самым значительно
уменьшить получение внешней дозы облучения населением.
Все это позволило большими темпами вести работы по газификации, когда
в то время в области такие работы не велись, а начались значительно
позже. И на сегодняшний день, в результате проведенной работы, газификация
квартир в городе составляет 98%, на газе работают все котельные города.
Другим реабилитационным мероприятием был вопрос асфальтирования территорий
детских и медицинских учреждений, дорог и тротуаров, внутриквартальных
территорий и дорог. Выполнение данного объема работ составило 75%. Большой
объем был выполнен, но не до конца, причиной послужило прекращение финансирования
из центра.
Следующим серьезным вопросом было защитить источники водоснабжения от
радиационного загрязнения и обеспечить население доброкачественной питьевой
водой. Для выполнения этого мероприятия осваивались значительные финансовые
средства собственными строительными организациями. До этого большая
часть населения использовала питьевую воду (верховодку) из местных колодцев.
В настоящее время все улицы города обеспечены сетью, по которой жителям
поступает первоклассная питьевая вода. С этой целью пробурены глубокие
артскважины, построены мощные очистные сооружения, техническое состояние
которых все время улучшается, продолжается закольцовка тупиков. Колодцы
отошли и остались только в истории города.
Уменьшением дозы внешнего и внутреннего облучения послужила капитальная
очистка городских озер, а только внешнего - строительство скверов и
памятных мест в местах стихийных свалок, что позволило значительно уменьшить
уровни фонирования на данных территориях. С целью уменьшения внешнего
облучения за счет лесных массивов, где уровни значительно выше, чем
в городе, было с самого начала прекращено функционирование загородных
пионерских лагерей, зон отдыха промышленных предприятий. Было налажено
радиологическое исследование местной продукции, по результатам которой
довались соответствующие рекомендации. Для населения города и района
проводилась большая санитарно-просветительная работа.
В ходе проведенных мероприятий, а также естественного распада радионуклидов
удалось снизить радиационную обстановку в городе и районе. Земель свыше
15 Ки/кв. км стало - 28 % (первоначально было 85%), а средневзвешенная
плотность загрязнения с/х угодий снизилась с 20,9 Ки/кв. км до 13,2
Ки/кв. км
Большую неоценимую помощь оказали пострадавшим районам европейские страны
и страны бывшего союза (чистые продукты питания, лекарственные препараты
и т.д.). Произошедшая трагедия никого не оставила равнодушным.
По линии оздоровления, большое внимание уделялось вопросу
диспансеризации населения, санаторнокурортному оздоровлению, особенно
школьников, процент которого составлял 75-80%.
Были приняты решения о возмещении материального ущерба пострадавшему
населению, трудоустройстве и обеспечении жильем эвакуированных граждан,
улучшении медицинского обеспечения населения, проживающего на загрязненных
территориях.
Учитывая комплексный характер проблем, возникших на загрязненных территориях,
было решено перейти на программно-целевой метод преодоления последствий
катастрофы. 13 апреля 1990 года Верховный Совет СССР утвердил Государственную
союзно-республиканскую программу неотложных мер на 1990 — 1992 годы,
началась ее реализация.
В 1992 году после распада СССР, на основе Закона РСФСР “О социальной
защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы”, принятого
Верховным Советом РСФСР в 1991 году, была разработана и утверждена первая
российская “Единая государственная программа по защите населения Российской
Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период
до 2000 года”.
Учитывая повышенную чувствительность к радиации детей и беременных женщин,
мероприятия, направленные на их защиту и реабилитацию, были выделены
в отдельную программу. Она получила название “Дети Чернобыля”.
В 1995 году была разработана также самостоятельная программа обеспечения
благоустроенным жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС (чаще встречается название “Жилье — ликвидаторам”). Эта программа
стала одним из основных механизмов реализации Закона Российской Федерации
“О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС” в части обеспечения ликвидаторов благоустроенным
жильем.
Из федерального бюджета профинансированы работы общим объемом 41,7 млрд.
рублей. В период с 1995 года по 2000 год по программе "Жилье —
ликвидаторам" предоставлены квартиры семи семьям инвалидов-ликвидаторов
чернобыльской катастрофы, состоящих на жилищном учете, из них пяти семьям
за счет средств федерального бюджета и двум — за счет областного бюджета.
В районе улучшены жилищные условия трем семьям инвалидам-ликвидаторам.
В целом на реализацию перечисленных программ предусматривалось обеспечить
финансирование (включая капитальное строительство) в объеме 247,7 млрд.
рублей (в ценах 2000 года). Однако финансирование осуществлялось не
в полном объеме.